В подавляющем большинстве стран запада, на протяжении многих лет отслеживается возрастающий тренд отказа от дискриминации носителей различных цветов кожи. Все люди равны – гласит Запад, однако, представители стран Юго-Восточной Азии готовы с этим поспорить. Какой смысл закладывают азиаты в столь трепетное отношение к светлому оттенку кожи?
Если в западном мире существуют такие понятия как ксенофобия, то здесь – всё совсем по другому. В странах Юго-Восточной Азии практически полностью отсутствует расизм, здесь нет политических партий с националистическими лозунгами, нет сторонников Ку-Клукс-Клана и идей Адольфа Гитлера. Проще говоря, цвет кожи у азиатов – не расовая или этническая принадлежность, а классовый показатель. Если на западе об успешности человека может говорить наличие новенькой BMW, дорогих часов и просторного жилья в престижном районе, то здесь о принадлежности к более высокому сословию можно судить по оттенку кожи.
Прогуливаясь по рынкам и торговым комплексам Таиланда, Вьетнама, Камбоджи и прочих стран Юго-Восточной Азии, многие из нас наверняка замечали на витринах обилие косметической продукции отбеливающей кожу. Светлая кожа стала центральным аспектом женственности и социальной идентичности в первую очередь среди городских жительниц южно-азиатских мегаполисов. Однако, стремление “отбелиться” не является исключительно современным явлением, и на самом деле предшествует современному влиянию популярной культуры и западной эстетики красоты.
История зарождения культа белой кожи в Азии
В древнем Китае светлая кожа была показателем элитного статуса. Поскольку фермеры, рыбаки и прочие представители рабочего класса, трудились в основном на открытом воздухе, их кожа приобретала более тёмный оттенок. Элита же, напротив, проводила основное время в своих имениях не получая столь обёмную порцию ультрафиолета как крестьяне. Тон кожи, таким образом, стал признаком классовой принадлежности – от тёмного к светлому, от бедняков к верхам элиты. Подобно тому, как одежда и украшения могут дифференцировать экономическое положение людей, оттенок кожи также становился важным аспектом личности.
Кроме того, акцент на светлый цвет лица можно найти в древних пословицах и писаниях. В древней китайской литературе красавиц часто описывали сравнивая их кожу со «снегом», «льдом» или «нефритом». Более того, китайские пословицы также подтверждают концепцию белизны как совершенства. Например, популярная пословица гласит, что «белый цвет лица может скрывать множество недостатков».
Культ белой кожи сегодня
Не только азиатские девушки подвержены тории о белой коже, но и огромный процент молодых людей. Например, Вы можете наблюдать как многие таксисты в Таиланде или Вьетнаме явно следят за оттенком своего лица, а порой даже отращивают ногти, как бы намекая: “Посмотрите, я не фермер, а представитель интеллигенции”. Турагенства Таиланда доходят даже до того, что предлагают молодым тайцам “отбеливающие” туры в Корею, известную также своими эталонами красоты. Кстати о корейцах, их вклад в развитие культа имеет огромное значение. Стоит только посмотреть на звёзд корейского кинематографа или музыкантов исполнителей такого жанра как K-Pop, чьё влияние вышло уже далеко за пределы стран Азии.
Культ подпитывается не только влиянием истории и воздействием внешних факторов шоу-бизнеса. На сегодняшний день это уже мощная индустрия в раскрутку которой вкладываются огромные деньги. Отбеливающие косметические средства продаются в любом супермаркете Бангкока или Хошимина, многие тайские и вьетнамские косметологические клиники предлагают отбелить кожу при помощи инъекций, а с экранов телевизоров улыбаются белоснежные лица призывающие купить тот или иной крем. В 2016 году дошло даже до того, что тайская компания Seoul Secret производящая косметику запустила рекламную компанию своих таблеток для отбеливания кожи со слоганом “White Make’s You Win” (Белый побеждает). Рекламный ролик вызвал огромный общественный резонанс, а компанию обвинили в неприкрытом расизме, после чего руководство принесло публичные извинения и удалила видео.