Побывать в Камбодже хотя бы один день и не заметить бонз, или бикху, как предпочитают называть себя сами кхмерские буддистские монахи, нельзя. Их слишком много и они слишком выделяются – ярким шафранно-жёлтым куском материи, которым искусно и не без изящества драпируют тело, оставляя голыми одно плечо и руку.
Монахи бикху
Хотя и принято называть бикху буддистскими монахами, а пагоды, в которых они живут, – монастырями, эти названия довольно условны. Разница между христианским и буддистским монашеством, помимо самой религиозной конфессии, заключается и в других отличительных особенностях. Христианин постригается в монахи на всю жизнь, в то время как кхмер может податься в монашество всего на три месяца. У христиан пострижение в монахи могло быть актом добровольного или принудительного наказания за проступки совершённые перед государством, царём или богом, то есть монахом мог стать даже вор, бандит или казнокрад. Посвящаемый же в бикху должен подтвердить, что он не крал, не убивал и что у него нет никаких по отношению к государству невыполненных обязательств.
Резко отличается внешне и организация бикху. Во главе каждой пагоды стоит настоятель (тот же бикху) и два его помощника. Все трое избираются на общем собрании монахов и неофитов (последние по-кхмерски называются “саманера”). Настоятели деревенских пагод выбирают районных руководителей. Те в свою очередь избирают глав духовенства провинции. Высшие деятели буддизма в Камбодже избираются на заседании Высокого совета, или так называемого Синода, на котором присутствуют все другие избранные руководители духовенства, начиная с настоятелей деревенских пагод. Для более тесного общения духовенства с населением жители деревень, а в городах, где пагод в разы больше, – прихожане избирают мирские комитеты, из числа членов которых выбирается или назначается мирской помощник настоятеля пагоды – ачайар. Буддистские монастыри и пагоды служили, особенно в деревнях, чем-то вроде клуба, двери которого широко распахнуты для каждого (в том числе для приверженцев других культур, религиозных конфессий и даже атеистов). И крестьяне особенно в праздничные дни или по вечерам охотно наведывались туда, причём не столько для проведения религиозных обрядов, сколько для того, чтобы обсудить с монахами свои насущные, самые что ни на есть мирские проблемы.
Таким образом, бикху – не столько монахи в нашем понимании этого слова, сколько священнослужители, призванные, по идее, безвозмездно (не считая подаяний, которыми они питаются) распространять в народе своим живым примером и словом учение Будды.
Истоки буддизма
Это учение ещё при жизни Сидхатхи Гаутамы (так звали отпрыска царского рода Готамы из племени шакьев, обитавшего в северной Индии до того, как он достиг состояния просветлённости, святости – Будды) пользовалось большой популярностью среди широких слоёв простонародья. Оно привлекало своей гуманной направленностью, провозглашением равенства всех вне зависимости от сословия, касты, национальной принадлежности, своим ясным, как казалось простому народу, путём, ведущим к освобождению от страданий и социальной несправедливости. Путь этот лежал, по убеждению Гаутамы, в освобождении личности от пут земного существования, в отрешённости от всего окружающего, в устранении от всякой борьбы за социальные и другие преобразования. Примером верности этого пути был сам Гаутама. Если простых людей буддизм привлекал надеждой на избавление от страданий, которыми была переполнена их жизнь, то власть имущим он импонировал своей социальной пассивностью, призывами отрешиться от конкретно-исторической ситуации и любой формы борьбы народа за свои права. Именно эта сторона философского учения Будды сыграла решающую роль в превращении его в официальную религию.
На своей родине буддизм достиг расцвета в промежутке между серединой первого века до нашей эры и первым веком нашей эры. В 12 веке нашей эры он исчез, растворившись в индуизме, оказавшемся более приемлемым правящим классам в новой социально-экономической обстановке страны. Однако к этому времени буддизм успел распространиться на страны Юго-Восточной и Центральной Азии и проникнуть (правда, лишь на время) в Среднюю Азию, в 16 веке – в Монголию и в 18 веке – в Бурятию. Сегодня буддизм – одна из трёх мировых религий наряду с христианством и исламом.
Бикху сегодня
По религиозному закону, бикху не только запрещено пользоваться деньгами, но и притрагиваться к ним. Однако многие бикху (не будем говорить за всех) уже давно не удовлетворяются одними лишь продовольственными подаяниями, а принимают и деньги. Не сами, а через мирских помощников настоятелей монастырей. А вот тратят они их на свои нужды сами.
Не только бикху, но и каждый буддист не должен преднамеренно убивать ничего живого. Тем не менее кхмеры всегда разводили скот и птицу и ели их мясо. Загоните, говорят последователи буддистских заповедей, скотину или птицу под колёса повозки или соседского автомобиля. И сосед в данном случае не нарушит заповеди (не убивал живности преднамеренно), и вы, не нарушая закона религии, сможете есть свежее мясо. Есть и другой способ: сделайте вид, что вы продали скотину чаму (чамы или тямы – народность Камбоджи, Вьетнама и других стран ЮВА, исповедуют ислам), а потом сделайте вид, что купили у него мясо не принадлежавшего уже вам животного, заплатив мяснику за работу. Иными словами, сделайте вид, что вы не знал, зачем ведёте скотину к мяснику на бойню. “Сделайте вид, что вы ни при чём” – это, пожалуй, наиболее распространённая формула обхода предписаний буддизма в жизни, прежде всего его проповедниками – бикху и высшим духовенством. Неучастие в политической жизни и борьбе за социальные перемены – одно из требований буддизма, которое духовенство неустанно призывает выполнять свою паству. Однако само оно на протяжении всей истории активным образом участвовало в политической жизни страны, включая участие в заговорах, переворотах, нередко кончавшихся убийствами “законных” королей и наследников престола, и, “делая вид”, что это его не касается, благословляло на царствование убийц и узурпаторов…
Нередко, говоря о буддистских монастырях и бикху, стремятся подчеркнуть их просветительскую роль, помощь крестьянам в организации их жизни, быта и труда. И это не случайно. Почти все деревенские школы в период колониального господства Франции были построены или самими бикху, или по их инициативе. Часто буддистские монахи являлись и учителями. Выступали они в этой роли и в первые годы независимости от Франции, когда в государственных школах не хватало преподавателей. Бикху действительно весьма прочно связаны с крестьянством, принимают активное участие в его жизни, дают советы, касающиеся организации труда и даже сроков начала тех или иных полевых работ.
Какие знания несут бикху массам, какому хозяйствованию учат они крестьянина? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно познакомиться с образовательным уровнем самого бикху. Бикху знает язык “пали”, на котором написаны все священные книги хинаянизма. Знает, правда, ровно настолько, насколько это необходимо, чтобы читать тексты, не обязательно осмысливая их содержание. Бикху часто знает назубок 227 грехов, перечисленных в “Патимокха” – своде правил поведения (они зачитываются дважды в месяц для всех), и 108 причин, поражающих страдание. Он считает, что центр Вселенной – гора Меру, а вселенная плоская суша, окружённая Мировым океаном, и так далее и тому подобное. С таким багажом бикху и шли в народ.